Впервые слово «орк» употреблено Джоном Толкиеном в его произведениях о Средиземье и было синонимично «гоблину». Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Сам Толкиен утверждал, что взял его из средневековой поэмы «Беовульф», где оно применяется к гигантскому чудовищу Гренделю. В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкиен писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался бог мира мёртвых по имени Орк (Orcus).
Орки Средиземья были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это была низкорослая темнокожая раса, созданная из самых кровожадных животных и замученных эльфов. При их создании Тёмный властелин — Моргот — допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в темноте, поэтому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, но сильно слабеют на свету. Впоследствии этот изъян был исправлен Саруманом, создавшим разновидность урук-хай.
[править]
Современный типаж орков
В дальнейшем орки, как «злая» раса, стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их основе, зачастую как отдельная от гоблинов раса. Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в основном, из правил настольных игр D&D и Warhammer. Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами[1]. Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или кочевых народов (например, гуннов или монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев. В игре Warcraft III некоторые лидеры орков (мастера мечей) напоминают самураев и даже носят имена, похожие на японские (Самуро, Гэндзюрос, Дзюбей). В большинстве случаев орки имеют крупное телосложение и хорошо развитую мускулатуру.
Отдельный, нестандартный образ орков наблюдается во второй и четвертой играх серии Heroes of Might and Magic. Там орки изображены в облике уродливых антропоморфных кабанов. В остальных же играх «геройской» серии орки выглядят по-разному: в Heroes of Might and Magic III они имеют вполне традиционный вид и зеленую кожу; в Heroes of Might and Magic V они являются независимой расой с неплохим складом ума, имеют красноватую кожу и позиционируются как полулюди-полудемоны. В игре Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East рассказывается о происхождении орков. Во время войны с демонами в городе Шахтибдия в преступников и пленников вливали кровь демонов, чтобы создать расу воинов-рабов. Когда война кончилась, орков сделали рабами, но мудрый орк Куньяк вместе с шаманом Бату сумели освободится из оков "Стальных Мужей" и основали своё племя. Его потомок Курак продолжил дело предка: освободил остальных орков-рабов и уничтожил город Герцогства Ворона .
Традиционно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются различные негативные характеристики: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность, склонность к каннибализму и т. д. В некоторых сеттингах, таких как «Готика», орки — антагонисты людей. В большинстве случаев опасность, исходящая от орков, заключается в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. Армия орков чаще всего представляет собой плохо организованную, хаотичную силу. Орочьи командиры часто описываются как сильные харизматические лидеры, но плохие стратеги.
В последнее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» часто нарушается, и раса предстает в более положительном свете. Например, в World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые можно играть, да и во всей вселенной WarCraft, а, в частности, начиная с WarCraft III орки представляются как благородная раса, у которой есть свои законы и правила. В играх серии The Elder Scrolls, Morrowind и Oblivion орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других рас, за них также можно играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. В Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East смуглокожие орки с тюрко-монгольской культурой предстают в виде самых заклятых врагов демонов и являются, в целом, положительными персонажами[2]. Во вселенной Lineage II орки являются расой, обладающей крупными размерами (на голову выше человека), серо-зеленой кожей, недюжинной силой, но не слишком ловкой и интеллектуально развитой. В литературе орки впервые выступили положительными существами в орочьем цикле романов Стэна Николса.